КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ
I. Общие положения
Концепция информационной политики ФНПР (далее – Концепция) разработана на основе прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в соответствии с Федеральным законом N 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральным законом N 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере информации и печати, Уставом ФНПР, резолюциями Съезда ФНПР и иными принятыми органами управления ФНПР решениями в сфере информационной работы.
Концепция определяет цели, принципы, основные направления и формы реализации информационной политики ФНПР и ее членских организаций.
Концепция направлена на развитие профсоюзного движения: мотивацию профсоюзного членства, формирование позитивного имиджа профсоюзного движения в общественном сознании, повышение эффективности информационной работы, ускорение цифровизации профсоюзной деятельности.
Концепция является основой для выработки выборными органами ФНПР единых подходов к:
- реализации информационного взаимодействия профсоюзных структур между собой и во внешней среде (со средствами массовой информации и аудиторией пользователей сети Интернет);
- систематизации и регламентации информационного обеспечения деятельности ФНПР и ее членских организаций;
- стандартизации информационного обеспечения членов профсоюзов;
- эффективному использованию информационных ресурсов ФНПР и ее членских организаций.
Положения Концепции являются обязательной основой при разработке нормативных документов, регламентирующих информационную работу членских организаций ФНПР: ежегодных планов работы, программ, должностных инструкций информационных работников и методических рекомендаций для профсоюзных активистов, а также иных документов по информационной тематике.
II. Основные понятия
Информационная политика ФНПР – комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-издательского, аналитического, кадрового, научного, творческого и иного характера, реализуемых на основе информационного взаимодействия ФНПР, её членских организаций до первичных профсоюзных организаций включительно, а также взаимодействия со средствами массовой информации и организации работы в сети Интернет, направленный на продвижение профсоюзной идеологии, решение профсоюзных задач в социально-трудовой сфере, рост общественного авторитета профсоюзов.
Информационные ресурсы профсоюзов – печатные издания профсоюзов (газеты, журналы, иные формы печатной продукции), сайты
и другие интернет-источники профсоюзной информации (группы, каналы, аккаунты, ленты, блоги в социальных сетях, мессенджерах, видеосервисах) профсоюзные стенды и т.п.;
Информационное обеспечение – система методов, средств и концепций по распространению в средствах массовой информации, социальных сетях и по иным каналам связи информации о работе профсоюзов и профсоюзных объединений, инициативах ФНПР и ее членских организаций по решению задач в социально-трудовой сфере; взаимодействие с иными институтами общества и государства, оказывающими влияние на формирование общественного мнения.
Информационное взаимодействие профсоюзных организаций – системная организация подготовки информационных материалов и регулярного обмена ими на всех уровнях – от первичной профсоюзной организации до ФНПР.
Информационная структура – пресс-центр, пресс-служба, пресс-секретарь, отдел (департамент), информационный работник, иное структурное подразделение, осуществляющее деятельность по реализации информационной политики в профсоюзной организации, входящей
в организационную структуру ФНПР.
Информационный работник – штатный профсоюзный работник, прошедший соответствующую подготовку, осуществляющий трудовую деятельность по реализации информационной политики в профсоюзной организации.
Информационный активист – профсоюзный активист, предпочтительно – прошедший соответствующую подготовку и обучение, осуществляющий деятельность по реализации информационной политики в профсоюзной организации.
Цифровизация профсоюзной деятельности – комплекс мер по созданию электронных каналов коммуникации и электронных сервисов для членов профсоюзов, электронного персонифицированного учета членов профсоюзов, использования режима видеоконференцсвязи в работе профсоюзных выборных органов, применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения профактива, развития электронных (безбумажных) технологий во внутрипрофсоюзной работе,
в том числе с применением CRM-систем[1].
«Цифровая зрелость» – степень готовности профсоюзной организации к внедрению цифровых решений в профсоюзную работу.
III. Цель и основные задачи информационной политики ФНПР
Целью информационной политики ФНПР является укрепление и развитие профсоюзного движения через его популяризацию и рост авторитета в обществе, внедрение и развитие инструментов цифрового взаимодействия между элементами профсоюзной структуры и членами профсоюзов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- повышение уровня информированности общества о социально - трудовых правах и экономических интересах работников всех форм занятости и деятельности профсоюзов по защите этих прав и интересов;
- освоение новых методов работы для повышения имиджа и узнаваемости профсоюзов, наряду с использованием традиционных медиапродуктов;
- обеспечение бесперебойной работы оперативных каналов распространения профсоюзной информации;
- координация деятельности ФНПР и её членских организаций в сфере реализации информационной политики;
- совершенствование системы подготовки и обучения информационных работников и активистов;
- вовлечение активных членов профсоюзов в информационную работу на всех уровнях профсоюзной структуры.
IV. Основные принципы реализации информационной политики ФНПР
Информационная политика ФНПР осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- учет интересов и потребностей различных социальных групп членов профсоюзов;
- участие информационных работников и активистов в разработке и реализации приоритетных направлений информационной политики;
- информационная открытость;
- обеспечение объективности, скорости и творчества при производстве информационных профсоюзных продуктов;
- социальное партнерство;
- комплексный подход при формировании и реализации информационной политики;
- взаимодействие всех уровней профсоюзной структуры ФНПР при реализации информационной политики;
- финансирование информационной работы в объеме не менее 5% от профсоюзного бюджета на всех уровнях реализации;
- анализ и объективная оценка результатов информационной работы.
V. Основные направления информационной политики ФНПР
Концепция в соответствии с целями, задачами и принципами информационной политики ФНПР определяет её приоритетные направления, которые соответствуют программным задачам Федерации:
- повышение престижа профсоюзного членства, в том числе через коллективные действия, PR-акции, социальную рекламу, формирующие позитивное отношение к профсоюзам, как к организации, защищающей права и интересы работников и обучающихся;
- формирование у членов профсоюзов ценностных ориентаций: достоинства работающего человека, честного отношения к труду и коллективу, солидарности, ответственности, чувства гордости за свою профессию и принадлежность к профсоюзному движению, готовность к участию в профсоюзных акциях, поддержке профсоюзных кампаний;
- создание и развитие в каждой членской организации ФНПР информационной структуры;
- цифровизация профсоюзной деятельности;
- активизация работы по увеличению подписки на Центральную профсоюзную газету «Солидарность» в количестве не менее одного экземпляра на сто членов профсоюза, популяризация подписки на электронную версию газеты, увеличение подписки на «Профсоюзный журнал», региональные и отраслевые профсоюзные печатные издания;
- развитие и активное использование профсоюзных средств массовой информации, улучшение качества информационных материалов и увеличение тиража печатных изданий членских организаций ФНПР;
- расширение взаимодействия с внешними СМИ, пропаганда ценности достойного труда, социального партнерства и правозащитной работы профсоюзов во внепрофсоюзной среде, освещение результатов профсоюзных мероприятий, распространение информации о положительном опыте работы профсоюзных организаций;
- организация информационных кампаний, участие в проведении кампаний в защиту прав профорганизаций и активистов, в поддержку акций солидарности профсоюзов и, в целом, ФНПР;
- усиление работы в социальных сетях, как одном из наиболее популярных, доступных и оперативных каналов донесения информации, в том числе через распространение в локальных сообществах и на личных страницах профсоюзного актива актуальных материалов ФНПР и ее членских организаций, работа по наращиванию числа подписчиков профсоюзных страниц;
- развитие при подготовке информационных материалов таких признаков журналистских работ, как публицистичность, доступность и новизна подачи материала, точность и достоверность, глубина анализа и полнота раскрытия проблемы или образа, соответствие этическим принципам журналистики;
- расширение практики создания и распространения видеоматериалов по актуальным темам работы профсоюзов;
- широкое вовлечение молодежных советов членских организаций ФНПР в процесс освоения и активного использования новых инструментов коммуникации, информационной, агитационной и пропагандистской работы;
- совершенствование системы профессионального обучения и повышения квалификации информационных работников и информационных активистов на базе Академии труда и социальных отношений (АТиСО), Института профсоюзного движения АТиСО, Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, региональных и отраслевых учебных центров профсоюзов;
- организация площадок для обмена опытом информационной работы профсоюзов, в том числе через проведение тематических круглых столов, семинаров по обмену опытом, конкурсов, научно-практических конференций;
- проведение агитационной, пропагандистской, разъяснительной работы об истории профсоюзов, их целях, практике защиты трудовых прав работников;
- проведение в организациях среднего, средне-специального и высшего образования мероприятий по знакомству с деятельностью профсоюзов;
- анализ и распространение лучших практик ФНПР и ее членских организаций по ведению информационной работы;
- адаптация и использование бизнес-инструментов и инструментов интернет-маркетинга для профсоюзной деятельности;
- использование возможностей грантовой системы привлечения средств на информационные проекты профсоюзов.
VI. Ресурсы реализации информационной политики ФНПР
Для реализации поставленных задач и организации работы по приоритетным направлениям Концепции требуются нормативное правовое, кадровое, информационное, финансовое обеспечение, внедрение современных практико-ориентированных методов работы, разработка целевых программ и проектов, участие в конкурсах на получение грантов, развитие социального партнерства на всех уровнях.
Работа по реализации Концепции осуществляется во взаимодействии ФНПР и ее членских организаций, их информационных структур и печатных органов, Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по информационной политике, профильного департамента в структуре Аппарата ФНПР, Академии труда и социальных отношений, Института профсоюзного движения АТиСО, Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, представителей институтов гражданского общества, социальных партнеров и научной общественности.
Работа по реализации Концепции требует кадрового обеспечения. Информационные работники и активисты членских организаций ФНПР (специалисты по информационной работе) должны регулярно повышать квалификацию в образовательных учреждениях различного уровня.
Финансирование реализации информационной политики должно составлять не менее 5% от бюджета на каждом из уровней профсоюзной структуры.
VII. Стандарты информационной работы профсоюзных структур
Осуществление информационного взаимодействия профсоюзных структур, необходимого для постоянного информирования членов профсоюзов и общественности о деятельности профсоюзов, представляет собой системную организацию подготовки и распространения информационных материалов и регулярного обмена ими на всех уровнях – от первичного (каждого члена профсоюза) до ФНПР.
Структурными элементами этого взаимодействия являются:
- Федерация Независимых Профсоюзов России;
- общероссийский, межрегиональный профсоюз;
- территориальное объединение организаций профсоюзов;
- территориальная организация общероссийского, межрегионального профсоюза;
- первичная профсоюзная организация.
1. Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР)
1.1. Выборные органы ФНПР принимают организационные, управленческие и финансовые решения, необходимые для реализации положений Концепции, не реже 1 раза в год рассматривают вопросы информационного обеспечения работы ФНПР и входящих в нее структурных организаций.
1.2. ФНПР координирует реализацию положений Концепции в целом по профсоюзным структурам через работу Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по информационной политике, профильного департамента в структуре Аппарата ФНПР, секретарей ФНПР – представителей ФНПР в федеральных округах, включая Центральную профсоюзную газету «Солидарность», где является учредителем. Организует обучение информационных работников и активистов по реализации положений Концепции.
1.3. В рамках реализации положений Концепции для обеспечения материалов и подготовки проектов решений к рассмотрению выборными органами ФНПР профильный департамент Аппарата ФНПР:
- координирует информационное взаимодействие членских организаций ФНПР;
- обеспечивает работу и наполнение сайта ФНПР, страниц ФНПР в социальных сетях, групп и чатов ФНПР в мессенджерах;
- разрабатывает предложения по совершенствованию информационной работы профсоюзов, вносит их на рассмотрение Постоянной комиссии Генерального Совета ФНПР по информационной политике и выборных органов ФНПР;
- анализирует выполнение членскими организациями регламентирующих документов ФНПР по информационной политике;
- организует брифинги, пресс-конференции и выступления Председателя ФНПР и его заместителей в СМИ;
- организует обмен опытом работы сотрудников профсоюзных СМИ, информационных работников и активистов членских организаций ФНПР;
- ведет ежедневный мониторинг размещенных в СМИ материалов по тематике социально-трудовых отношений;
- разрабатывает предложения по внедрению цифровых технологий в работу ФНПР и ее членских организаций;
- ежегодно проводит мониторинг состояния информационных ресурсов и процесса цифровизации профсоюзной деятельности членских организаций ФНПР;
- проводит конкурсы ФНПР с целью развития профсоюзных печатных СМИ и информационных ресурсов в сети Интернет;
- обеспечивает изготовление и распространение средств профсоюзной агитации: видео, печатных материалов и другой рекламной продукции, оказывает поддержку членским организациям в создании и распространении такой продукции;
- направляет членским организациям для использования информационные пакеты с сообщениями о профсоюзных акциях, статьями, комментариями, интервью, заявлениями выборных органов ФНПР;
- оказывает методическую и практическую помощь членским организациям и секретарям ФНПР – представителям ФНПР в федеральных округах в реализации положений Концепции, в том числе в части работы с профсоюзными информационными ресурсами в сети Интернет, включая социальные сети;
- участвует в обучении руководителей членских организаций по вопросам информационной политики ФНПР;
- совместно с Институтом профсоюзного движения АТиСО разрабатывает программы подготовки информационных работников, информационных активистов ФНПР, членских организаций.
1.4. Секретарь ФНПР – представитель ФНПР в федеральном округе координирует реализацию положений Концепции на территории округа,
для чего:
- устанавливает постоянные контакты с информационными структурами ФНПР и территориальных объединений организаций профсоюзов округа;
- обеспечивает методическое сопровождение информационной работы территориальных объединений организаций профсоюзов в округе;
- оперативно информирует выборные органы территориальных объединений организаций профсоюзов округа, ФНПР, Центральную профсоюзную газету «Солидарность» и внешние СМИ о важных событиях в профсоюзной работе и социально-трудовой сфере в округе;
- осуществляет взаимодействие с внешними СМИ в целях реализации задач информационной политики ФНПР (проводит пресс-конференции, участвует в интервью, организует конкурсы на лучшее освещение социально-трудовой тематики и т.д.);
- ежегодно вносит на рассмотрение Совета Ассоциации территориальных объединений организаций профсоюзов округа вопрос о реализации информационной политики профсоюзными организациями в округе;
- ежегодно организует окружные семинары для информационных работников и информационных активистов профсоюзных структур округа;
- ежегодно проводит мониторинг и анализ исполнения положений настоящей Концепции со стороны территориальных объединений организаций профсоюзов округа, информирует об итогах выборные органы ФНПР;
- определяет ответственного за информационную работу в округе сотрудника (при наличии) или информационного активиста (по согласованию с выборным органом соответствующего территориального объединения организаций профсоюзов), который, планируя информационную работу поквартально, использует в этих целях возможности, в том числе информационных структур территориальных объединений организаций профсоюзов округа и информационные ресурсы ФНПР. В случае невозможности определения ответственного за информационную работу в округе его функции выполняет секретарь ФНПР – представитель ФНПР в федеральном округе.
Обязанности по обучению ответственного за информационную работу в округе возлагаются на Аппарат ФНПР.
Секретарь ФНПР – представитель ФНПР в федеральном округе несёт персональную ответственность за оперативное донесение актуальной информации ФНПР до территориальных объединений организаций профсоюзов округа.
2. Общероссийский, межрегиональный профсоюз
Выборные коллегиальные органы общероссийского, межрегионального профсоюза (далее – Профсоюз) координируют информационную работу во всех организациях, входящих в общероссийский, межрегиональный профсоюз, контролируют содержание (контент) для размещения на их информационных ресурсах.
В организациях, где нет освобожденных профсоюзных работников, Профсоюз организует информационную работу при помощи собственной информационной структуры.
В целях реализации информационной политики Профсоюз:
- принимает организационные, управленческие и финансовые решения, необходимые для реализации положений Концепции;
- в соответствии с данной Концепцией разрабатывает собственную отраслевую программу информационной политики, предусматривающую нормативы по ведению информационной работы в организациях Профсоюза, а также механизм информационного обмена между ними, контроль за обеспечением этого обмена;
- создает и обеспечивает работу, в том числе в части укомплектования штата, собственной информационной структуры, отвечает за обучение ее сотрудников и руководителей;
- регулярно контролирует организацию информационной работы во всех своих организациях, оказывает практическую помощь в этой работе, проверяет (не реже 1 раза в год) состояние информационной работы в организациях (включая штатную укомплектованность, состояние сайтов и страниц в социальных сетях, печатных профсоюзных периодических изданиях, наличие и ведение электронных каналов коммуникации с членами профсоюза и профактивом, подписки на Центральную профсоюзную газету «Солидарность» и т.п.);
- внедряет новые информационные технологии в работу своих организаций;
- проводит смотры-конкурсы на лучшую постановку информационной работы и лучшие профсоюзные издания своих организаций;
- принимает обязательное к исполнению решение, организует и контролирует подписку на Центральную профсоюзную газету «Солидарность» (в количестве не менее одного экземпляра печатной или электронной версии на 100 членов профсоюза, для малочисленных организаций (менее 100 человек) – не менее одного экземпляра на ППО), «Профсоюзный журнал» – не менее одного экземпляра на структурную организацию, а также на отраслевые профсоюзные издания;
- осуществляет постоянный обмен с профсоюзными информационными структурами:
а) актуальные информационные материалы, получаемые из ФНПР и ТООП, оперативно передает в свои организации;
б) информацию о работе, заслуживающую общественного внимания и размещения во внешних СМИ, пропагандирующую деятельность Профсоюза, а также информацию по вопросам, требующим информационной поддержки (коллективные переговоры, акции, конфликты), передает
в территориальные объединения организаций профсоюзов, ФНПР, Центральную профсоюзную газету «Солидарность»;
- формирует и поддерживает в актуальном состоянии электронные базы контактов руководителей своих организаций, их информационных работников и активистов, на базе которых строит работу электронных каналов коммуникации (электронные рассылки по служебным и личным адресам электронной почты и чаты);
- формирует и поддерживает в актуальном техническом состоянии сайт общероссийского, межрегионального профсоюза, его страницы в социальных сетях, его страницу на сайте ФНПР, обеспечивает своевременное их наполнение материалами о текущей деятельности Профсоюза и организаций, входящих в общероссийский, межрегиональный профсоюз ,в первую очередь, по вопросам зарплаты, занятости, условий труда, социально-трудовой тематике;
- регулярно организует встречи с профсоюзным активом, онлайн-трансляции, пресс-конференции руководителей общероссийского, межрегионального профсоюза;
- взаимодействует с внешними СМИ;
- взаимодействует в рамках социального партнерства с пресс-службами соответствующих органов власти и объединений работодателей;
- организует работу «горячих линий» для консультаций членов общероссийского, межрегионального профсоюза;
- через свои информационные ресурсы тиражирует опыт членских организаций по внедрению информационной работы;
- оказывает помощь и поддержку координационным советам профсоюзов в муниципальных образованиях по информационному сопровождению акций и кампаний профсоюзов, освещению деятельности профсоюзов через местные СМИ;
- организовывает обучение информационных работников и активистов;
- организует работу молодежного совета (комиссии) общероссийского, межрегионального профсоюза в части привлечения молодых профсоюзных активистов к созданию и распространению информации о деятельности профсоюзов, проводимых акциях и кампаниях солидарности;
- разрабатывает и выпускает презентационную и имиджевую продукцию общероссийского, межрегионального профсоюза;
- не реже 1 раза в год рассматривает вопросы информационного обеспечения работы общероссийского, межрегионального профсоюза и входящих в него организаций, вносит соответствующие предложения на рассмотрение выборных органов ФНПР.
Председатель общероссийского, межрегионального профсоюза контролирует реализацию положений Концепции на уровне общероссийского, межрегионального профсоюза, оперативное прохождение актуальной информации ФНПР по организационной структуре общероссийского, межрегионального профсоюза.
3. Территориальное объединение организаций профсоюзов
Выборный орган территориального объединения организаций профсоюзов (далее – ТООП) координирует информационную деятельность и оказывает практическую помощь своим членским организациям в ведении информационной работы, рекомендует контент (содержательное наполнение) информационных ресурсов членских организаций.
В целях реализации вышеуказанных функций ТООП:
- принимает организационные, управленческие и финансовые решения, необходимые для реализации положений Концепции;
- обеспечивает укомплектование штата собственной информационной структуры, отвечает за обучение ее сотрудников и руководителей;
- ежегодно проводит мониторинг информационной работы в своих членских организациях, оказывает практическую помощь по внедрению новых информационных технологий;
- проводит смотры-конкурсы на лучшую постановку информационной работы в членских организациях;
- ведет мониторинг подписки на Центральную профсоюзную газету «Солидарность» (в количестве не менее 1 экземпляра печатной или электронной версии на 100 членов профсоюза, для малочисленных организаций (менее 100 человек) – не менее 1 экземпляра на ППО), «Профсоюзный журнал» – не менее 1 экземпляра на Терком, а также на региональные профсоюзные издания;
- осуществляет постоянный обмен с профсоюзными информационными структурами:
а) актуальные информационные материалы, получаемые от Профсоюзов и ФНПР, оперативно передает в свои членские организации;
б) информацию о работе, заслуживающую общественного внимания и размещения во внешних СМИ, пропагандирующую деятельность профсоюзов, а также информацию по вопросам, требующим информационной поддержки (коллективные переговоры, акции, конфликты); – передает в Профсоюзы, ФНПР, Центральную профсоюзную газету «Солидарность»;
в) информационные материалы, получаемые из территориального объединения организаций профсоюзов, общероссийского, межрегионального профсоюза, ФНПР – в свои структурные организации;
- взаимодействует с секретарем ФНПР – представителем ФНПР в федеральном округе, оперативно направляя соответствующую информацию;
- формирует и поддерживает в актуальном состоянии электронные базы контактов руководителей своих членских организаций, их информационных работников и активистов, на основе которых строит работу электронных каналов коммуникации (электронные рассылки по служебным и личным адресам электронной почты и чаты);
- формирует и поддерживает в актуальном техническом состоянии сайт территориального объединения организаций профсоюзов, его страницы в социальных сетях, его страницу на сайте ФНПР, обеспечивает своевременное их наполнение материалами о текущей деятельности территориального объединения организаций профсоюзов и ее членских организаций, в первую очередь по вопросам зарплаты, занятости, условий труда, социально-трудовой тематике;
- регулярно организует встречи с профсоюзным активом, онлайн-трансляции, пресс-конференции руководителей территориального объединения организаций профсоюзов и его членских организаций;
- взаимодействует с внешними СМИ;
- взаимодействует в рамках социального партнерства с пресс-службами соответствующих органов власти и объединений работодателей;
- разрабатывает и выпускает презентационную и имиджевую продукцию территориального объединения организаций профсоюзов;
- не реже 1 раза в год заслушивает вопросы информационного обеспечения работы территориального объединения организаций профсоюзов и его членских организаций;
- организует работу «горячих линий» для консультаций членов профсоюзов;
- через свои информационные ресурсы тиражирует опыт членских организаций по внедрению информационной работы;
- оказывает помощь и поддержку координационным советам профсоюзов в муниципальных образованиях по информационному сопровождению акций и кампаний профсоюзов, освещению деятельности профсоюзов через местные СМИ;
- организовывает обучение информационных работников и активистов;
- организует работу молодежного совета (комиссии) территориального объединения организаций профсоюзов в части привлечения молодых профсоюзных активистов к созданию и распространению информации о деятельности профсоюзов, проводимых акциях и кампаниях солидарности;
- инициирует внесение в территориальные трехсторонние соглашения положения о безвозмездном (льготном) сотрудничестве профсоюзных информационных структур с печатными и электронными СМИ, учредителями которых являются органы власти субъектов Российской Федерации.
Председатель территориального объединения организаций профсоюзов несёт персональную ответственность за реализацию положений Концепции на уровне территориального объединения организаций профсоюзов, оперативное прохождение актуальной информации ФНПР
по организационной структуре территориального объединения организаций профсоюзов.
4.Территориальная организация Общероссийского, межрегионального профсоюза
Выборный коллегиальный орган территориальной (республиканской, краевой, областной, дорожной, бассейновой, городской, районной) организации Общероссийского, межрегионального профсоюза (далее – Терком) – координирует информационную работу во входящих в него структурных организациях, контролирует содержание (контент) информационных ресурсов структурных организаций.
В структурных организациях, где нет освобожденных профсоюзных работников, Терком оказывает помощь в организации информационной работы.
В целях реализации вышеуказанных функций Терком:
- принимает организационные, управленческие и финансовые решения, необходимые для реализации положений Концепции;
- регулярно контролирует организацию информационной работы в своих структурных организациях, оказывает практическую помощь в этой работе, проверяет (не реже 1 раза в год) состояние информационной работы в структурных организациях (включая состояние профсоюзных стендов, наличие и ведение каналов электронных коммуникаций с членами профсоюза, подписки на Центральную профсоюзную газету «Солидарность» и т.п.);
- проводит смотры-конкурсы на лучшую постановку информационной работы и лучшие профсоюзные издания и стенды в структурных организациях;
- организует подписку на Центральную профсоюзную газету «Солидарность» (в количестве не менее одного экземпляра печатной или электронной версии на сто членов профсоюза, для малочисленных организаций (менее 100 человек) – не менее 1 экземпляра на организацию), «Профсоюзный журнал» – не менее 1 экземпляра на Терком, а также на отраслевые и региональные профсоюзные издания;
- осуществляет постоянный обмен материалами между своими структурными организациями и территориальным объединением организаций профсоюзов, общероссийским, межрегиональным профсоюзом, ФНПР, регулярно получая от них актуальные информационные материалы (прошедшие мероприятия, акции, анонс предстоящих мероприятий, работа с социальными партнерами, колдоговорная кампания в первичных профорганизациях, работа с молодежью и т.д.) и передавая информацию,
а именно:
а) заслуживающую общественного внимания и размещения во внешних СМИ, пропагандирующую деятельность профсоюзов – в территориальное объединение организаций профсоюзов, общероссийский, межрегиональный профсоюз;
б) по вопросам, требующим информационной поддержки (коллективные переговоры, акции, конфликты), – в Центральную профсоюзную газету «Солидарность»;
в) информационные материалы, получаемые из территориального объединения организаций профсоюзов, общероссийского, межрегионального профсоюза, ФНПР – в свои структурные организации;
- формирует электронные базы контактов актива своих структурных организаций, с помощью которых строит работу электронных каналов коммуникации[2] с руководителями своих структурных организаций
и активом, обеспечивает своевременное наполнение этих каналов материалами о текущей деятельности Теркома, в первую очередь,
по вопросам зарплаты, занятости, условий труда, социально-трудовой тематике; - обеспечивает участие руководителей Теркома, профильных специалистов
(а при их отсутствии – специалистов из вышестоящих организаций)
в информационных собраниях членов профсоюза (используя мероприятия, проводимые как предприятием, так и профсоюзом); - заслушивает вопросы информационного обеспечения работы Теркома
и входящих в него структурных организаций, вносит соответствующие предложения на рассмотрение ЦК и ТООП; - ежегодно направляет в ЦК актуальную электронную базу контактов актива своих структурных организаций, обеспечивает доступ ЦК
к электронным каналам коммуникаций с руководителями своих структурных организаций и активом; - определяет информационного работника или информационного активиста, ответственного за информационную работу в Теркоме, обеспечивает его обучение.
Председатель Теркома несёт ответственность за реализацию положений Концепции на уровне Теркома, за оперативное прохождение актуальной информации ФНПР, территориального объединения организаций профсоюзов, общероссийского, межрегионального профсоюза
по организационной структуре Теркома.
5. Первичная профсоюзная организация (ППО).
Выборный коллегиальный орган ППО (далее – Комитет ППО) проводит постоянное информирование членов профсоюза и социальных партнеров в доступной и понятной форме о своей деятельности и важнейших направлениях работы вышестоящих профсоюзных организаций, обеспечивает:
- наличие профсоюзного стенда с регулярным пополнением и обновлением (не реже, чем раз в неделю), используя в том числе информацию вышестоящих профсоюзных организаций, территориального объединения организаций профсоюзов, общероссийского, межрегионального профсоюза, материалы газеты «Солидарность», иных профсоюзных СМИ;
- подготовку агитационных и информационных печатных материалов (газеты, листовки, информационные листы), используя, в том числе, информацию вышестоящих профсоюзных организаций, территориального объединения организаций профсоюзов, общероссийского, межрегионального профсоюза, ФНПР, материалы газеты «Солидарность», иных профсоюзных СМИ;
- наличие и наполнение материалами о текущей деятельности выборных органов ППО, в первую очередь по вопросам зарплаты, занятости, условий труда, социально-трудовой тематике электронных каналов коммуникации[3] с членами профсоюза;
- проведение информационных собраний членов профсоюза (используя мероприятия, проводимые как предприятием, так и профсоюзом), организуя на них выступления председателя ППО и членов коллегиальных выборных органов ППО;
- постоянный обмен материалами с информационными структурами вышестоящих профсоюзных организаций, регулярно получая от них актуальные информационные материалы и передавая информацию о работе Комитета ППО, о социально-трудовых отношениях на предприятии, а именно:
а) заслуживающую общественного внимания и размещения во внешних СМИ, пропагандирующую деятельность профсоюза, – в вышестоящую по профсоюзной структуре организацию;
б) по вопросам, требующим информационной поддержки (коллективные переговоры, акции, конфликты), – в Центральную профсоюзную газету «Солидарность».
Комитет ППО принимает все организационные, управленческие и финансовые решения, необходимые для реализации положений Концепции.
Комитет ППО обеспечивает подписку на Центральную профсоюзную газету «Солидарность» (в количестве не менее одного экземпляра печатной или электронной версии на сто членов профсоюза, для малочисленных организаций (менее 100 человек) – не менее одного экземпляра на организацию), «Профсоюзный журнал», а также на отраслевые и региональные профсоюзные издания. Комитет ППО использует на эти цели возможности предприятия (через коллективный договор) и вышестоящих профсоюзных организаций.
Комитет ППО определяет ответственного информационного работника или информационного активиста (в малочисленных организациях эту работу ведет председатель ППО), который, планируя информационную работу поквартально и регулярно отчитываясь за ее проведение (включая подписку), использует в этих целях средства профбюджета ППО, а также, возможности предприятия (через коллективный договор) и вышестоящих профсоюзных организаций (по согласованию).
Комитет ППО организует обучение и повышение квалификации ответственного за информационную работу.
Комитет ППО ежегодно направляет в вышестоящую профсоюзную организацию актуальную электронную базу контактов актива ППО, обеспечивает доступ вышестоящим профсоюзным организациям к электронным каналам коммуникаций с активом ППО.
Комитет ППО стимулирует и поощряет творческую активность членов профсоюза, направленную на создание профсоюзных публикаций, инфографики, и агитационных материалов в печатных и электронных СМИ, в социальных сетях.
Председатель ППО несёт персональную ответственность за реализацию положений Концепции на уровне ППО.
VIII. Реализация Концепции через механизмы социального партнерства
В целях эффективного развития системы социального партнерства в число принимаемых социальными партнерами обязательств в ходе коллективно-договорных кампаний по направлению информационной работы необходимо включать:
- информирование друг друга о принимаемых решениях по социально-трудовым вопросам;
- проведение информационной и разъяснительной работы, направленной
на повышение социальной ответственности субъектов договоров
и соглашений; - информирование работников об изменениях, происходящих в трудовом законодательстве;
- обмен между сторонами социального партнерства (в согласованных порядке и объеме) информацией об экономическом положении предприятий
и организаций, в том числе о состоянии рынка труда и числе безработных, мерах государственной поддержки в области занятости населения
и повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда, а также
по вопросам, затрагивающим трудовые права и связанные с ними социально-экономические интересы работников; - предоставление сторонами социального партнерства в согласованном порядке и объемах информационных ресурсов для публикации соответствующих материалов в федеральной, отраслевой, региональной
и профсоюзной прессе; - участие в организации информационно-разъяснительных кампаний
о возможностях трудоустройства и профессионального обучения, в том числе в рамках ярмарок вакансий и публикаций на официальных сайтах социальных партнеров; - предоставление работодателями в согласованном порядке первичным профсоюзным организациям информационных ресурсов (корпоративных изданий, сайтов предприятий) для размещения профсоюзной информации;
- проведение тематических профсоюзных уроков в образовательных учреждениях общего, среднего профессионального и высшего образования.
IX. Цифровизация профсоюзной деятельности
Цифровизация профсоюзной деятельности проводится для оптимизации работы профсоюзных структур ФНПР, а также для совершенствования процессов взаимодействия с членами профсоюзов на основе цифровых технологий.
Цифровизация проводится для достижения следующих основных целей:
- оптимизация взаимодействия выборных профсоюзных органов с членами профсоюзов, в том числе адресности и сроков данного взаимодействия;
- совершенствование процессов работы выборных органов ФНПР и ее членских организаций с широким применением цифровых инструментовв качестве механизмов исполнения процессов;
- обеспечение информационной прозрачности деятельности выборных профсоюзных органов на всех уровнях организационной структуры ФНПР;
- повышение эффективности деятельности выборных и штатных профсоюзных работников;
- повышение эффективности использования средств профсоюзных бюджетов на внедрение информационных технологий и развитие электронных сервисов для членов профсоюзов.
Цифровизация должна обеспечить члену профсоюза возможность получать помощь профсоюзных структур любого уровня:
- удаленно;
- в автоматическом режиме;
- комплексно, исходя из возникающих жизненных ситуаций;
- персонифицированно (с учетом их фактической потребности).
Цифровизация профсоюзной деятельности должна осуществляться на основе следующих принципов:
- ориентация на потребности и интересы членов профсоюзов;
- переход к возможности получения членом профсоюза поддержки на всех уровнях профсоюзной структуры;
- доступность для членов профсоюза «цифрового» взаимодействия
с профсоюзными структурами при условии сохранения офлайн-каналов взаимодействия; - формализация и автоматизация внутренних процессов профсоюзных организаций;
- поддержание в актуальном состоянии технических средств,
ее обеспечивающих; - оказание помощи членам профсоюзов посредством совместного использования единых информационных систем, баз данных;
- гибкость, масштабируемость и высокая доступность прикладных технических решений.
Для реализации комплексного подхода к цифровизации профсоюзной деятельности ФНПР считает важным на всех уровнях профсоюзной структуры стремиться к единым подходам в:
- создании электронных профсоюзных периодических изданий (газет, бюллетеней);
- создании электронных каналов коммуникации с членами профсоюзов;
- создании электронных сервисов для членов профсоюзов;
- электронном персонифицированном учете членов профсоюзов;
- работе с персональными данными членов профсоюзов;
- использовании режима видеоконференцсвязи в работе выборных органов;
- применении дистанционных образовательных технологий и электронного обучения профактива;
- обеспечении мер информационной безопасности;
- развитии электронных (безбумажных) технологий во внутрипрофсоюзной работе.
В рамках цифровизации профсоюзной деятельности ФНПР:
- разрабатывает и внедряет систему видеоконференцсвязи для обеспечения работы выборных профсоюзных органов любого уровня организационной структуры ФНПР;
- ведёт ежегодный мониторинг и распространение положительного опыта профсоюзных организаций всех уровней в сфере цифровизации профсоюзной деятельности;
- развивает систему электронного документооборота с членскими организациями ФНПР;
- внедряет CRM – системы в работу Аппарата ФНПР и взаимодействие
с членскими организациями; - развивает методическую и материально-техническую базу для построения электронных каналов коммуникации и электронных сервисов для членов профсоюзов, работы с персональными данными членов профсоюзов на базе электронных информационных ресурсов ФНПР, в том числе – мобильных приложений;
- развивает систему дистанционных образовательных технологий
и электронного обучения профактива в рамках Концепции профсоюзного образования ФНПР; - ведет работу по укомплектованности штата Аппарата ФНПР специалистами в области цифровизации профсоюзной деятельности;
- развивает систему подготовки специалистов по цифровизации профсоюзной деятельности.
В рамках цифровизации профсоюзной деятельности Профсоюз:
- ведет электронный персонифицированный учет членов профсоюза;
- ведет внедрение механизмов электронной коммуникации с членами профсоюза, в том числе – через мобильные приложения;
- развивает электронный документооборот внутри своей профсоюзной структуры и с ФНПР, в том числе на базе CRM – систем;
- ведет работу по укомплектованности штатов аппаратов своих структурных подразделений специалистами в области цифровизации профсоюзной деятельности;
- содействует обеспечению работы электронных сервисов для членов профсоюзов.
В рамках цифровизации профсоюзной деятельности ТООП:
- ведет внедрение механизмов электронной коммуникации с членами профсоюзов;
- развивает электронный документооборот со своими членскими организациями
и ФНПР; - содействует обеспечению работы электронных сервисов для членов профсоюзов.
X. Показатели оценки эффективности
Эффективность информационной политики профсоюзной организации на любом уровне организационной структуры ФНПР может быть оценена
по следующим целевым показателям:
- наличие информационной структуры или информационного работника
в организации; - финансирование информационно-пропагандистской работы не ниже 5% от профсоюзного бюджета;
- достижение системного характера (регулярности, содержательности материалов) информационного взаимодействия на всех уровнях профсоюзной структуры ФНПР;
- статистика посещаемости и вовлеченности аудитории сайта и страниц в социальных сетях;
- показатель цитируемости профсоюзных лидеров и число публикаций положительной тональности о деятельности организации в печатных СМИ, электронных СМИ и сети Интернет;
- охват членов профсоюза и несоюзной аудитории каналами распространения профсоюзной информации;
- уровень «цифровой зрелости» – доступности цифрового взаимодействия (наличие контактной информации, форм обратной связи, «горячих линий», скорость получения обратной связи и т.п.) с выборным органом и аппаратом профсоюзной организации для членов профсоюза, степени внедрения цифровых технологий в профсоюзную работу;
- число участников профсоюзных акций и кампаний, в том числе в сети Интернет;
- число обученных информационных работников и информационных активистов.
Численные значения целевых показателей для оценки эффективности информационной политики утверждаются решением соответствующего выборного органа на каждом уровне профсоюзной структуры в рамках принятия им плана реализации Концепции на отчётный период.
[1] CRM, CRM-система (сокращение от англ. Customer Relationship Management )— применительно к профсоюзам - прикладное программное обеспечение, предназначенное для автоматизации взаимодействия внутри профсоюзной структуры и профсоюзной организации с ее членами путём сохранения информации о истории взаимоотношений между объектами системы, установления и улучшения типовых процессов в текущей работе и последующего анализа результатов.
[2] обязательно – электронные рассылки по служебным и личным (с согласия владельца) адресам электронной почты руководителей и актива, чаты руководителей;
по желанию, а при численности свыше 1000 членов профсоюза – в обязательном порядке, - страницы Теркома в социальных сетях;
по желанию, а при численности свыше 5000 членов профсоюза – в обязательном порядке, - сайт Теркома в сети Интернет).
[3] в обязательном порядке
– электронные рассылки по служебным и личным адресам электронной почты членов профсоюза,
– чаты;
по желанию, а при численности свыше 1000 членов профсоюза – в обязательном порядке – страницы ППО в социальных сетях;
по желанию, а при численности свыше 5000 членов профсоюза – в обязательном порядке, – сайт ППО в сети Интернет;