Федерация профсоюзов Республики Мордовия

СФР урегулировал порядок оформления электронного документа для подтверждения статуса предпенсионера

В связи с образованием СФР утвержден новый порядок оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к предпенсионерам (Приказ СФР от 14.09.2023 N 1699 (зарег. в Минюсте 16.10.2023).

Такой документ оформляется автоматически по запросу гражданина на основании имеющихся у Фонда сведений. При их отсутствии гражданину сообщат об этом, а также о возможности получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета, его дополнения и уточнения.

Готовый документ направят посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. Интернета, и (или) электронной почтой не позднее 3-х рабочих дней со дня регистрации запроса. При подаче запроса через Единый портал документ поступит в режиме реального времени.

Документ вступает в силу с 27.10.2023.

Напомним, что работники предпенсионного возраста при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на 2 рабочих дня 1 раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка (часть третья ст. 185.1 ТК РФ).

Работодатель, оплативший санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста, может возместить такие расходы за счет средств СФР (подп. "н" п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда РФ от 14.07.2021 N 467н).

Штрафы за нарушения в сфере воинского учета выросли - поправки к КоАП РФ вступили в силу 

С 1 октября ужесточили наказание для тех, кто не выполняет обязанности по воинскому учету. В частности, если работодатель-юрлицо не оповестит гражданина о вызове в военкомат или не обеспечит явку по повестке, ему грозит штраф от 350 тыс. до 400 тыс. руб. Должностные лица за то же нарушение заплатят от 40 тыс. до 50 тыс. руб. Ранее штрафовали только их на сумму от 1 тыс. до 3 тыс. руб.

Аналогичная ответственность ждет тех, кто не представляет в военкомат списки для первоначальной постановки на воинский учет.

Ранее и за это наказывали только должностных лиц.

Ввели ряд новых санкций. Например, от 40 тыс. до 50 тыс. руб. заплатят должностные лица, которые не вовремя представили или не направили вовсе сведения для воинского учета.

Эти изменения установлены Федеральном законом от 31.07.2023 N 404-Ф3.

Страховой стаж можно подтвердить записями из нескольких трудовых книжек
Письмо Фонда пенсионного и социального страхования РФ от 17 августа 2023 г. № 09-20/140554 «О трудовых книжках»

Вопрос: Работник при трудоустройстве предоставил две трудовые книжки, выбрал при этом одну из них для ведения, а вторую попросил учесть при исчислении страхового стажа. Периоды работы в книжках не пересекаются. Может ли работодатель рассчитать страховой стаж для пособий с учетом информации из обеих трудовых книжек без предъявления работником дополнительных подтверждающих стаж документов? Нужно ли работодателю на случай проверки обеспечить подтверждение всех учтенных им периодов и как, если оригинал второй книжки работник на хранение не передает?

Ответ: По вопросу подтверждения страхового стажа при предоставлении работником при трудоустройстве одновременно двух трудовых книжек полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при заключении трудового договора впервые работодателем оформляется трудовая книжка (за исключением случаев, если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформляется).

Согласно статье 66.1 ТК РФ работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлен статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» 1, а также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденными приказом Минтруда России от 9 сентября 2020 г. N 585н 2.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 26 Правил N 585н).

Учитывая изложенное, полагаем, что трудовым законодательством Российской Федерации не установлен запрет на учет записей о трудовой деятельности для подтверждения страхового стажа из нескольких трудовых книжек.

______________________________________________________________________________

1 Далее - Федеральный закон N 255-ФЗ.

2 Далее - Правила N 585н.

 

 Количество дней неиспользованного отпуска можно округлить только в пользу работника
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июля 2023 г. N 14-6/ООГ-4763 О расчете компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника

Вопрос: В октябре 2022 г. работник устроился на новое место работы. В 2023 г. он отгулял только 7 из 28 дней положенного ему основного отпуска, еще у него не использован предусмотренный дополнительный отпуск 5 дней. 12 июня 2023 г. работник уволился по соглашению сторон, отработав неполный год. За какой период ему должны выплатить компенсацию за неиспользованные дни основного и дополнительного отпусков?

Ответ: Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение от 12 июля 2023 г. о порядке расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работника и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в письме, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

На основании ст. 122 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, т.е. в каждом рабочем году.

Рабочий год составляет 12 полных месяцев и в отличие от календарного года исчисляется не с 1 января, а со дня поступления работника на работу к конкретному работодателю.

В соответствии со ст. 127 Кодекса, если работник не использовал отпуска (в том числе дополнительные) за предыдущие годы, он вправе получить денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска при увольнении.

В случае если работник отработал рабочий год полностью, то ему полагается компенсация за отпуск в полном объеме.

Вместе с тем Кодекс не предусматривает общего механизма расчета компенсации за неиспользованный отпуск. В качестве исключения такой механизм предусмотрен лишь для работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев, которым согласно ст. 291 Кодекса названная компенсация выплачивается из расчета два рабочих дня за месяц работы.

Принцип пропорциональности выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении в случае, когда рабочий год полностью не отработан, закреплен в Правилах об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 (п.п. 28 и 29). Поскольку в Кодексе (ст. 127) это правило напрямую не установлено, следует руководствоваться указанными Правилами в части необходимости пропорциональности выплаты компенсации.

В соответствии с п. 35 Правил в случае, когда рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам. При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.

Количество дней неиспользованного отпуска определяется в следующем порядке: определяется стаж работника (в полных месяцах), дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, и определяется количество дней отпуска, соответствующее продолжительности стажа работника, путем деления установленной работнику продолжительности отпуска на 12 месяцев и умножения на количество месяцев, включенных в стаж.

Из полученного числа необходимо вычесть количество дней отпуска, использованных работником.

При определении количества календарных дней неиспользованного отпуска, подлежащих оплате при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, округление их законодательством не предусмотрено. Вместе с тем организация может округлить дробное количество календарных дней неиспользованного отпуска, подлежащих оплате при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, но только в пользу работника.

В Трудовой кодекс внесены поправки по вопросам трудоустройства несовершеннолетних граждан

С 13.06.2023 Федеральным законом от 13.06.2023 N 259-ФЗ в ТК РФ внесены поправки по вопросам трудоустройства несовершеннолетних граждан.

Для заключения трудового договора с подростком, достигшим 14 лет, согласие органов опеки и попечительства теперь не требуется

Так, для заключения трудового договора с подростком, достигшим 14 лет, согласие органов опеки и попечительства теперь не потребуется. Достаточно получить письменное согласие одного из родителей (попечителя).

Трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14 лет, возможно с письменного согласия органов опеки и попечительства или иного законного представителя.

И в том, и в другом случае речь идет о легком труде, не причиняющем вреда здоровью, в свободное от получения образования время.

В помощь профактивисту: «Возможность оформления льгот для граждан предпенсионного возраста в России»

ФНПР обращает внимание членских организаций на возможность оформления льгот для граждан предпенсионного возраста.

Пенсионный возраст постепенно повышается, для мужчин до 65 лет, для женщин до 60 лет. Но возраст, дающий право на получение социальных услуг, остается прежним - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он называется предпенсионным.

Статус предпенсионера позволяет воспользоваться специальными льготами и гарантиями, но целесообразно дополнительно его подтвердить. Подтвердить право на льготы, предпенсионерможет получив соответствующую справку в личном кабинете на портале Социального фонда России или на портале Госуслуги, либо обратившись лично в центр «Мои документы»(МФЦ). Обращаем внимание, что некоторые ведомства, предоставляющие льготу, после обращения заявителя самостоятельно запрашивают по каналам межведомственного взаимодействия у Социального фонда России необходимые сведения.

Некоторые льготы, например налоговые, предоставляются в рамках прежнего пенсионного возраста, то есть начиная с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин. Также за 5 лет до достижения нового пенсионного возраста может возникать право на различные льготы для предпенсионеров. С 2019 года правом на них пользуются женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.

Для тех, у кого есть право на досрочную пенсию, предпенсионный возраст наступает за 5 лет до льготного выхода на пенсию. Например, водители общественного городского транспорта при наличии необходимого спецстажа (15 или 20 лет в зависимости от пола) выходят на пенсию в 50 лет (женщины) или 55 лет (мужчины). Это значит, что предпенсионный возраст у женщин-водителей наступает с 45 лет, у мужчин-водителей — с 50 лет.

Предпенсионный возраст врачей, учителей и других работников, у которых право на пенсию возникает не с определенного возраста, а при выработке специального стажа, наступает одновременно с его приобретением. Например, школьный педагог, который в марте 2022 года выработает необходимый педагогический стаж, начиная с этого же момента будет считаться предпенсионером.

У тех, на кого не распространяется повышение пенсионного возраста, по новому законодательству тоже есть право на предпенсионные льготы за 5 лет до выхода на пенсию. Например, для многодетных мам с пятью детьми оно возникает начиная с 45 лет — за 5 лет до обычного в таком случае возраста выхода на пенсию (50 лет).

При определении статуса предпенсионера учитываются при этом два фактора: основание, дающее право на досрочное назначение пенсии (им может быть необходимое количество детей, инвалидность, стаж на вредном производстве и пр.), а также непосредственно возраст назначения пенсии, от которого отсчитывается пятилетний период предоставления льгот.

Федеральные льготы

  • Освобождение от земельного и имущественного налога по одному объекту каждого вида недвижимости: квартире, дому, гаражу.
  • Диспансеризация. Работодатель обязан предоставлять работнику на прохождение диспансеризации два рабочих дня в год с сохранением места работы и среднего заработка.
  • Трудовые гарантии. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине возраста.
  • Повышенное пособие по безработице. В случае если предпенсионер перестал работать или пока не нашел новое место работы, у него возникает право на увеличенное пособие по безработице. Период такой выплаты составляет один год.
  • Профессиональное переобучение. Для предпенсионеров разработана программа по повышению квалификации и переквалификации, обучаться по которой могут как работающие, так и неработающие граждане. Программа переобучения позволяет получить дополнительное профессиональное образование и оставаться востребованным на рынке труда.
  • Выплата пенсионных накоплений. Все виды выплат пенсионных накоплений, включая накопительную пенсию, назначаются женщинам с 55 лет, мужчинам — с 60 лет.

 Региональные льготы

  • Бесплатный проезд на общественном городском транспорте и пригородном железнодорожном транспорте.
  • Денежная компенсация за медицинские препараты и лекарства, приобретаемые по рецепту врача.
  • Скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Нормативное регулирование обязанности работодателя по составлению Плана (перечня) мероприятий по улучшению условий и охраны труда

В соответствии с ч. 3 ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (далее - ОТ) работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается Минтрудом России.

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н утвержден Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем указанных мероприятий (далее - Перечень N 181н). Примечанием 1 в нем установлено, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется каждым работодателем исходя из специфики его деятельности, то есть самостоятельно.

Таким образом, составление плана (перечня) ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (далее - План мероприятий) относится к обязательным локальным нормативным актам в области охраны труда организации и в настоящее время формируется с учетом Перечня N 181н.

Изменения с 1 марта 2022 г. нормативных актов, регулирующих составление Плана мероприятий

С 01.03.2022 вступают в силу масштабные изменения в законодательстве по охране труда, в частности, в новой статье 209.1 ТК РФ установлено, что одним из основных принципов обеспечения безопасности труда является предупреждение и профилактика опасностей. Данный принцип выражается в том, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий, а примерный перечень таких мероприятий устанавливается ч. 3 ст. 225 ТК РФ.

Отметим, что в целом формулировка ч. 3 ст. 225 будущей редакции ТК РФ практически не отличается от ныне действующей ч. 3 ст. 226 ТК РФ, однако законодатель с 01.03.2022 добавил в соответствующий перечень мероприятий и обязанность по ликвидации либо недопущению повышения уровней профессиональных рисков:

ч. 3 ст. 226 ТК РФ в редакции до 1 марта 2022 года

ч. 3 ст. 225 ТК РФ в редакции с 1 марта 2022 года

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Такой Перечень уже утвержден Минтрудом приказом от 29 октября 2021 г. N 771н и 1 марта 2022 г. придет на смену Перечню N 181н.

Отметим, что кардинальных изменений в новом документе не содержится, однако ряд существенных дополнений все же есть (новые пункты 31-33), в перечне уточнены и особенности некоторых мероприятий.

Отсутствие в организации разработанного и утвержденного годового плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда (внутреннего локального акта, содержащего перечень мероприятий) квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

 

Многие из нас: и вступающие в профсоюз, и уже являющиеся его членами, нередко задаются вопросом: «А что такое профсоюз? Зачем он нужен? Какие преимущества он мне даст?». Особенно этот вопрос возникает у людей, только что услышавших о такой организации, или только желающих вступить в него...
Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Контакты

430005,
Республика Мордовия, г. Саранск,
Проспект Ленина, д.12, Дом союзов.

Режим работы: пн-пт 8:00–17:00,
перерыв 12:00–13:00
E-mail: fprm@mail.ru
Приемная: 8(8342) 32-76-47

https://www.traditionrolex.com/18
https://www.traditionrolex.com/18